«Чёрное зеркало», 6 сезон, 2 серия: Лох-Генри: разбор серии
Вторая серия сезона максимально далека от классического «Чёрного зеркала» (чем и прекрасна), по сути — это психологический хоррор и триллер.
Сюжет коротко:
Парень возвращается в родную шотландскую деревушку вместе со своей девушкой, где они погружаются в расследование кровавой истории убийств из прошлого, так как хотят снять об этом документалку (они кинодеятели).
Зрителя погружают в мир классического ужастика из 80-х, снятого в режиме хоум-видео, где что-то про маньяков, безумие, подвал насильника с жертвами и леденящее душу ожидание, когда начнутся убийства, потому что история из прошлого таит в себе много тайн, само собой.
Развязка — крайне неожиданная, имею в виду как непосредственно детективную часть, но больше даже — потрясает сам финал серии. Лучшее — в последней сцене, точнее — в самом последнем кадре — это шедевр.
Забавно, что я читала два разбора этой серии, и оба автора НЕ поняли, что значит этот последний кадр и, как следствие, не смогли уловить суть — конкретно о ЧЁМ намекает нам эта серия. Удивительно! Это и вынуждает меня написать несколько слов о концовке.
ВНИМАНИЕ, ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ, не читать, если будете смотреть.
Итак, суть в том, что мать парня, прикидывающаяся тихоней и заботливой мамашей, страдающей от безвременной потери мужа, и оказалась тем самым монстром — психопаткой, получающей удовольствие от мучений и убийств людей.
Но, что более интересно — получающей удовольствие не только от мучений людей, но и от СЪЁМОК сего действа на камеру с СОБОЙ в роли главной звезды. Это — ключевое. Эдакая «психопатка-эксгибиционистка», надевающая вызывающие сексуальные платья и красивую маску (декор лица) для перфоманса (пыток) на публику. Ничего не напоминает уже?
Когда мать — раскрыта, она заканчивает жизнь самоубийством, предварительно написав сыну прощальную записку и оставив её возле кассет, на которых были записи всех их зверских оргий с жертвами. Но зрителю не показывают, что там написано, и понятно, почему — в этом-то вся интрига этой серии.
Далее мы видим, что сын пребывает в шоке, вся его жизнь сломана (девушка к тому же тоже погибла), всё, в чём он жил — оказалось фейком (родители — маньяки).
И, тем не менее, парень вместе с кинокомпанией создаёт и таки выпускает документальный фильм об этой истории — о своей семье. Фильм получает высочайшую награду на кинопремии, все в восторге и поздравляют Генри, но он как будто сломлен — страдает от личной драмы и разрушенной жизни, уходит в себя.
И вот она, последняя сцена: Генри возвращается домой с премии, пьёт в одиночестве шампанское, в глазах — слёзы, и достаёт ту самую записку матери, которая, оказывается, написала:
ДЛЯ ТВОЕГО ФИЛЬМА. МАМА.
И мы понимаем, что:
а) мать убила себя, не уничтожив кассеты, не просто так, а потому что ХОТЕЛА попасть в этот фильм и стать звездой экрана, пусть и посмертно;
б) в каком-то смысле позаботилась о судьбе и карьере сына, сделав и его ЗВЕЗДОЙ кинематографа — с помощью всех этих кассет и своих зверств на них.
И сын — исполнил волю матери. Сделал звездой и её, и — себя.
Последний же кадр — его глаза, выражение лица, мимика и, конечно, музыкальное сопровождение — намекают нам на то, что в Генри… проснулась та же природа, что и в его матери. Круг замкнулся.
Отсюда и название — отсылка к чудовищу в Лох-Несс.
И, таким образом, мы видим, что серия, по сути, не про человеческое безумие как таковое, а жёсткое обличение кино-индустрии и её обитателей в их погоне за славой и возможностью… потешить своё эго, покрасоваться.
Кто чем может.