КИНО

Немецкий фильм «Я создан для тебя» — шедевр про живого робота среди людей-биороботов

Кино о том, как для героини создали робота, идеально подходящего под образ «мужчины её мечты» и запрограммировали его на любовь исключительно к ней одной.

Актёр на роль робота подобран блестяще — это большая актёрская удача. Отвести взгляд от робота невозможно, и это не только потому, что актёр переигрывает всех своих коллег по площадке.

Это потому, что РОБОТ переигрывает всех ЛЮДЕЙ в его окружении.

Нет ни одного интересного человеческого персонажа, на которого хотелось бы смотреть и что-то от него брать, чему-то учиться, чем-то восхищаться. Ни одного. Все персонажи-люди — блёклые, прибитые к земле, эгоистичные, подавленные, подстраивающиеся, боящиеся, больные, сомневающиеся, уставшие, потерявшиеся, отчаявшиеся и так далее.

Ни в ком из героев не проявлена Настоящесть. Ни в ком не проявлена в полную силу Любовь.

Поэтому на их фоне искусственно созданный робот выглядит и ощущается намного более интересным — свободным, харизматичным, проявленным. Живым.

Это — неприятно. Это — больно. Но показать это — большая творческая удача этого фильма и его создателей.

И это напомнило мне рассказ «Митина любовь» из последней книги Виктора Пелевина, где показано будущее человечества через пару сотен лет, когда люди научились создавать себе вот таких роботов для различных сельхоз работ, а также для удовлетворения плотских желаний.

И главный герой использует биороботов именно для этих целей, однако в какой-то момент начинает задаваться вопросом: а вдруг эти роботы что-то чувствуют? А не плохой ли я человек, что вот так использую их, как неживых кукол?

В нём проснулась совесть и даже вина перед роботами. Мол, ну да, роботы, конечно, но как-то некрасиво вот так ими пользоваться — вдруг они тоже живые? Вдруг у них тоже есть хоть какой-то проблеск сознания?

А в конце мы узнаём, что эти роботы являют собой истинный СВЕТ внутри. То есть они по факту есть то, что мы называем ПРОСВЕТЛЁННЫЕ.

Именно потому, что в них нет человеческого ума и личностей, они являются чистым сознанием без посторонних примесей — и это и составляет всю их суть: СВЕТ чистого сознания, без ничего.

И они смотрят на человека с любовью и даже сочувствуют ему, что он вот такой дурачок — никак не может вырваться из своих оков и тоже обрести этот Свет. Ему мешает ум.

Мне вспомнился этот рассказ при просмотре фильма, потому что в финале мы не можем не сделать вывод:

Этот искусственно созданный биоробот — более живой и ЧЕЛОВЕЧНЫЙ, чем все человеки, которые его окружают.

И это не ему надо чему-то учиться у людей, а героине (человеку) приходится подтягивать себя и эволюционировать до той высоты человечности и Любви, которая уже есть в роботе по умолчанию, а в ней — не раскрыта, не явлена в мир, а существует в ней лишь как потенциал от Бога, который она пока что НЕ проявила.

И эта — самая сильная, противоречивая, провоцирующая на дальнейшие морально-этические размышления идея из этого фильма.

Героиня проводит черту между собой и роботом на том основании, что она — рождена натуральным способом, а значит — у неё есть душа, а он был создан искусственно на фабрике, а значит — души у него нет. А это, в свою очередь, делает его ненастоящим человеком — НЕДОчеловеком в её понимании. Ниже её — человека — в эволюционной лестнице мироздания. Он где-то на уровне собачки, наверное, а может даже и камушка.

Так ли это на самом деле? Так ли права героиня? Глядя на неё саму и на всех «живых» и «настоящих» людей напрашивается один ответ:

Нет.

Живым и настоящим человека делает вовсе не рождение в роддоме от родителей-людей, а что-то совсем другое.

Есть ли это у большинства «живых» людей?

Далее.

Несколько интересных эпизодов из фильма, прекрасно иллюстрирующих трагедию человека в его сложных взаимоотношениях со своим умом / эго.

1. В машине Том высказывает рекомендацию — что нужно сделать, чтобы снизить риск аварии, но Альма принимает в штыки этот совет и делает всё наоборот — чтобы повысить шансы на аварию. Из вредности.

Почему она это делает? Почему нельзя принять благо и просто поблагодарить за подсказку и заботу? Почему в заботе она видит нравоучения и хочет сделать наоборот, даже ценой собственной жизни?

Потому что привыкла считать себя самой умной, и её ум не принимает чужого участия — любая «умность» от другого воспринимается как покушение на ЕЁ «умность».

Болезненное эго — проблема подавляющего большинства людей, так как самыми умными считают себя (осознанно или нет) приблизительно 100% населения планеты, не являясь при этом таковыми в действительности.

2. Когда Том делает уборку в её сарае, а она воротит нос и просит вернуть как было, потому что он посмел хозяйничать в ЕЁ пространстве! Он позволил себе решить, как ей будет лучше жить! А мне не нужно уютное и чистое жильё и красиво сервированный завтрак по утрам! Я хочу жить в своём сарае, есть всухомятку на ходу, зато чувствовать себя ГЛАВНОЙ по сараю.

Кто всё это говорит? Она?

Нет, это снова говорит её задетое больное эго. Пусть мне будет плохо, но я хотя бы буду тут ГЛАВНОЙ.

3. Когда она признаётся ему, что не ищет партнёра, а будет лишь тестировать его как учёный, а он спрашивает её: Неужели тебя вообще не интересует любовь? И она отвечает: НЕТ! Нежность? Нет! Близость? Нет! Влюблённость? Нет! Страсть? Нет! Ничего этого не хочу!

Это говорит одинокая женщина 40 лет, потерявшая ребёнка, не оправившаяся от последнего разрыва и отчаянно тоскующая по семье и любви. И тут же заявляющая, что никакой любви ей не надо!

Надо ли удивляться, что ничего этого у неё НЕТ?

И снова: кто это говорит? Она?

Нет, это говорит в ней всё тот же товарищ.

4. Когда она напилась и он спрашивает, чем ей помочь, она резко отвечает:

Ничем, я справлюсь сама!

Сразу вспомнилась Алла Борисовна с этим её гимном сильных женщин.

Самостоятельная, сильная, гордая женщина. Плачет у окна. Одна.

И робот смотрит на всё это и тут же даёт верную оценку происходящему:

ДА ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ!!

Бинго! Проблема подавляющего большинства людей, не только женщин:

Почти никто не знает, чего он на самом деле хочет, потому что прячет правду о себе даже от самого себя.

Все эти маленькие сценки в кино — ровно то же самое, что происходит в жизни многих — несчастливых, недовольных, одиноких, бедных, но боящихся признаться в этом даже самим себе. И поэтому держащихся за спасительную иллюзию «У меня всё хорошо, отстаньте! Что? Помощь? Мне? Вы с ума сошли? У меня всё великолепно!».

А потом мы удивляемся, почему у нас 33 коуча, гуру и психолога на душу населения.

И отдельно — шикарная сцена, когда оказывается, что тема, на которую была научная работа у нашей героини, уже доказана другим учёным, и Альма расстраивается и впадает в истерику. Том пытается её успокоить тем, что это ведь замечательно, что кто-то уже доказал то, над чем она билась — эта работа важна для человечества, и вот — она сделана! Что же ты не радуешься, а расстраиваешься?

Человечество должно было узнать об этом открытии, и теперь оно узнает! Какая разница, благодаря кому оно об этом узнает?!

И Альма честно отвечает, что для человечества разницы, от кого узнать об открытии, нет никакой, но разница есть для НЕЁ. Ей было важно сделать это ПЕРВОЙ — ведь в этом заключалась её работа последних трёх лет, а вместе с этим — в этом заключался и смысл её жизни. А теперь получается, что этого смысла больше нет! О, ужас.

Проблемы тут подсвечиваются две:

1. Всё то, что люди ан масс делают (даже великие учёные и прочие «великие») — всё это они делают НЕ для человечества и его развития. Всё это они делают исключительно для СЕБЯ — потешить своё эго.

Это необходимо понимать: то, на чём стоит имя человека — было сделано им прежде всего для СЕБЯ. Это ни хорошо, ни плохо — просто факт.

Если же хочется что-то делать для мира — мир обойдётся и без ФИО благодетеля.

2. Когда в это — в работу для того, чтобы потешить своё эго — вкладывается смысл жизни, то настоящий смысл жизни от человека ускользает. Ведь он подменяется ложным. И когда этот ложный смысл обрушится (а он всегда обрушится — рано или поздно), то обрушится всё основание жизни человека.

У смысла жизни были глиняные ножки.

Забавно и одновременно неловко за человечество, что робот искренне шокирован тем, что вот эта великая работа Альмы, о которой было столько грандиозных слов (про поэзию, про шумеров, про величие человека и бла бла) — всё это оказалось лишь эгоизмом Альмы.

Смысл был лишь в удовлетворении её эго, а не в какой-то шумерской поэзии, и уж тем более — не в нанесении пользы человечеству.

Бедный робот! Как много ему ещё придётся узнать про великую и непонятную человеческую «душу».

Продолжение следует…