«Алые Паруса» Александра Грина: чему учит история Ассоль помимо безусловной веры в судьбу
Напомню вкратце сюжет повести перед её разбором:
Моряк Лонгрен остаётся с маленькой дочкой Ассоль на руках, так как его жена Мери умерла в голоде и холоде, пока он был на рейсе. Побираясь, она просила помощи у лавочника Меннерса, но тот отказал, намекнув лишь на оплату телом. После чего она пошла закладывать кольцо, простудилась и умерла.
Спустя время Лонгрен был свидетелем несчастного случая, произошедшего с Меннерсом в море — того уносило на лодке в страшный шторм. Лавочник кричал и молил Лонгрена о помощи — кинуть ему трос. Однако, моряк не шелохнулся, провожая взглядом лодку с Меннерсом, крикнув ему напоследок: Это тебе за Мери.
Однако, Меннерсу удалось спастись и он рассказал людям о предательстве Лонгрена, но скоро умер. Вся деревня ополчилась на Лонгрена за жестокосердие, не зная, чем оно было вызвано: Лонгрен не пояснил свой поступок. Таким образом, и он и его дочь стали изгоями в местном обществе, девочка росла сама по себе, на своей волне.
Отец делал игрушки на продажу и однажды он смастерил красивый белый корабль с алыми парусами, который заворожил Ассоль. Пустив его по ручейку в лесу, она попала к страннику — собирателю легенд Эглю. Тот поведал ей, что однажды на таком же корабле с алыми парусами за ней приплывёт прекрасный принц и увезёт с собой в прекрасные дали.
Эта история (и, особенно, то, что Ассоль безоговорочно поверила в это пророчество и стала ждать свои алые паруса) была случайно услышана и узнана всем городком. Над Ассоль стали смеяться ещё больше, называя блаженной и умалишённой. Она стала не просто изгоем, но и посмешищем.
Но когда она выросла, произошло невероятное: волею судеб в их краях оказался прекрасный, молодой и богатый капитан Грей, «случайно» увидевший спящую Ассоль и влюбившийся в неё с первого взгляда — он интуитивно понял, что это его судьба. Разузнав в городке историю девушки, он решил исполнить её мечту, сотворив для неё чудо: прибыл за ней на своём прекрасном белом корабле со свежеприобретёнными алыми парусами и оркестром, и забрал её с собой на глазах у всего остолбеневшего города.
Для многих это произведение является классической воодушевляющей историей о силе веры. Если ты беззаветно веришь в свою грандиозную судьбу, ты живёшь с этой живой верой в сердце и ничто не может сбить тебя с толку: ты верен этой идее и однажды она воплощается в реальность.
Писателю удалось живо передать то, как работает вера — как она на самом деле отличается от надежды. Надеяться — это хотеть чего-то, но вечно сомневаться: сбудется или нет? Вдруг нет?
Ассоль же обладала внутренним знанием, что её история, которая ещё не случилась — реальна. Потому что она уже случилась у неё в голове.
В конце, девушка уже настолько точно знала, что всё произойдёт именно так, как предсказано, что даже попрощалась с одним своим знакомым заранее. Мол, я не знаю, куда, не знаю, когда, но я знаю, что скоро уеду отсюда, поэтому хочу попрощаться. Само собой, со стороны это воспринимается как витание в облаках (это как минимум) или, скорее, психическое расстройство. Но человек просто знает.
Именно так происходит выбор судьбы человеком, когда он выбирает, как у него всё случится, даже если реальности для этого нужно совершить невообразимый кульбит, чтобы обеспечить реализацию именно этого сценария.
Если человек твёрд в выборе своей судьбы и не предаёт это внутреннее знание — пространству приходится подстраиваться и воплощать.
Однако, читая эту чудесную историю, я увидела в ней ещё один ключевой момент. Поворотной точкой всего сюжета была не смерть матери, не игрушка-кораблик, не предсказание о принце. Это важные вехи, но моментом, после которого всё сложилось, как сложилось, был отказ Лонгрена спасти лавочника от гибели. Решение дать этому человеку умереть, то есть — отомстить за косвенное пособничество смерти его жены. Именно этот момент — ключевой в истории и сверх важный для чёткого понимания. Почему?
Что, скорее всего, подумал бы о таком решении Лонгрена человек, занимающийся т.н. саморазвитием и желающий становиться лучше, благороднее, благостнее, просветлённее? Он бы подумал:
Как-то это не по-человечески — фактически, убивать живого человека. Как-то не благостно это — мстить. Истинная просветлённость — это всепрощение и понимание, что у всех свой путь, никто не идеален. Да, человек оступился, не помог другому в беде, но истинный Свет не в том, чтобы казнить его за это, а подать ему руку помощи в трудную минуту, не осуждая за былые ошибки.
Логично? В теории — да. Все духовные учителя говорят нам об этом. Поэтому с этой точки зрения поступок Лонгрена кажется, как минимум, спорным, а как максимум — слишком жестоким, «плохим». За такое обычно прилетает плохая карма и вообще.
Однако, что мы видим в сюжете? Именно это решение моряка сложило весь нужный паззл для Ассоль. Без него у неё, скорее всего, не было бы Грея и алых парусов на горизонте.
Потому что именно после этого поступка отца семья была проклята всем городом и помещена в зону отчуждения.
- И именно это способствовало тому, что Ассоль росла одна, на своей волне, по сути — в дикой живой природе, разговаривая с деревьями и жучками, просто от того, что ей больше не с кем было разговаривать.
- И именно это сделало её той, кем сделало: в высшей степени необычной девушкой, на связи с природой, с неизведанным, тонко чувствующей натурой, живущей в тонком мире и не от мира сего в буквальном смысле — не такой как все в миру и в быту.
А только такую чистую и нетронутую душу и искало сердце нашего прекрасного принца — доблестного капитана. Он не смог бы влюбиться в обычную, среднестатистическую девушку, которая ходит строем в школу, обсуждает с подружками последние сплетни про мальчишек и постит сэлфи в инстаграм.
То есть, если бы Лонгрен не совершил тот жестокий поступок, отправив своего обидчика на смерть просто потому, что душевная рана слишком кровоточила и просила мести, то Ассоль выросла бы «как все» и, возможно, не было бы даже предсказания про алые паруса — ведь она не бегала бы одна по лесной чаще в своих фантазиях, а играла бы с подружками во дворе, вот и вся мистика, какие уж тут встречи с волшебством.
Таким образом, резюме, которое можно вынести, наблюдая эту историю, как один «плохой» поступок привёл к осуществлению чуда и жизни мечты:
Правил поведения и верных решений не существует как класса. Единственно правильным является то, что велит тебе твоя душа прямо сейчас.
Человек не может и не должен просчитывать, как поступать правильнее сообразно каким-то умным правилам из умных книг. Потому что этих правил не существует в реальности — это навязанный человечеству миф.
Правило жизни, точнее задача, ради которой мы тут и воплощаемся: ты должен жить в потоке с жизнью и в сонастройке со своей душой, идя за этим потоком.
ИБО ЧЕРЕЗ ЭТО ВЕРШИТСЯ ТВОРЕНИЕ, ЖЕЛАЮЩЕЕ ПРОЙТИ ОПЫТ. ЛЮБОЙ.
Для него не существует правильного или неправильного, плохого или хорошего. Для него «хорошее» всё, что натурально, и что ведёт к новому опыту. Всё.
Эту жизнь выиграл не тот, кто совершает правильные, «благие» поступки. А тот, кто честен и на связи с Ним.