КИНО

Фильм «Последний отпуск»: как перестать волноваться о деньгах и выполнить завет Иисуса на современный лад

Как перестать волноваться о завтрашнем дне и деньгах? Как перестать себя ограничивать? Как довериться жизни и начать делать, что хочешь, а не то, что надо?

Иногда жизнь сама решает эти вопросы за тебя, как случилось с героиней комедии «Последний отпуск», которая случайно узнаёт, что ей осталось жить всего пару недель из-за редкого заболевания. Тогда она понимает, что вся её жизнь до этого была подготовкой к настоящей жизни, которая начнётся когда-то в будущем, а этого будущего, оказывается, у неё и нет. Она достаёт свой альбомчик с фотографиями и коллажами того, что ей хотелось бы иметь в жизни — что-то типа карты желаний, только целый альбом, который называется у неё «книга возможностей», и решает реализовать хотя бы что-то из своих мечтаний. Снимает в банке все накопления и улетает в Карловы Вары в роскошный отель для элиты, где творит именитый шеф-повар, к которому она всегда хотела попасть, так как и сама мечтает о своей кафешке.

Здесь надо отметить, что поворот «снять все деньги и пустить на давние мечты», конечно, заманчив, но я примерно прикинула стоимость её вояжа, и выходит, что у неё в банке лежали миллионы, которые она просто копила, живя в бедном районе, работая на работе за копейки, ходя в одной одежде и покупая еду за купоны из журналов по акциям. Не уверена, что в реальной жизни у каждого скромного работяги окажутся на счетах такие суммы, но в фильме сюжет именно таков — деньги у неё были, но она, видимо, просто боялась менять жизнь, куда-то вкладывать их, увольняться с работы и открывать своё дело, поэтому просто копила.

Итак, наиболее гениальные сцены из её приключения «каждый день — как последний:

  • Увольнение с работы.

Вы могли бы разбить телефон начальника просто потому, что вам надоело ждать, пока он наболтается по нему, не обращая на вас никакого внимания? А ведь её (и всех остальных) давно раздражала эта его манера не слушать их, а отвлекаться на телефон. Они все злились на него и чувствовали свою обесцененность, и что их не уважают, да что там — вообще за людей не держат. Второй сорт. Но все молчали, и она молчала. И лишь когда она узнала, что умирает, она просто взяла и сделала, что всегда хотела — забрала у него телефон и разбила. И плевать ей было на последствия — её больше не волнуют все эти человеческие игры в босс-подчинённый-штрафы-вызов на ковёр-план продаж и так далее.

Наверняка, многие хотели бы сделать нечто подобное. Но кто делает? Никто. Все думают о последствиях и сдерживаются.

  • Перелёт бизнес-классом.

Просто красивая сцена. Когда она осознаёт, что может не подстраиваться под всех, а просто оплатить себе тот уровень комфорта, что её устроит. Ведь у неё есть на это деньги — так зачем экономить?

  • Вертолёт.

Чтобы не стоять в очереди на такси, она просто берёт вертолёт. Вообще, там несколько раз делается акцент на том, что время — самая дорогая валюта. Так как у неё осталось 3 недели, она начала ценить каждую минуту — в буквальном смысле.

  • Бронирование номера в гостинице.

Когда ресепшионистка называет ей сумму в 4000 долларов за ночь, и она смотрит на неё, не моргнув глазом и не меняя выражения лица — это тоже к теме, что деньги теряют ценность, когда ценность имеет лишь время жизни.

  • Шоппинг.

Когда она заходит в магазин люксовой одежды и говорит: Make me international! Это из серии: Сделайте так, чтобы я выглядела модно, по-современному, в мировых трендах. Она была озабочена тем, что в том образе, в котором она жила до этого, все уже начали называть её мадам, хотя она чувствовала себя мадмуазелью. Спрашивается, кто мешал ей сменить образ до этого? Кто мешал не экономить на себе и своём внешнем виде, баловать себя теми вещами, которые её радуют? Никто не мешал, кроме бессознательной установки, что эта жизнь будет длиться вечно и бесконечно, и я ещё когда-нибудь успею начать выглядеть великолепно и насладиться прелестями жизни молодой и эффектной барышни.

  • Ужин в ресторане отеля.

Когда ей озвучили всё изысканное меню от шеф-повара, с десяток блюд, и она не может выбрать что-то одно, потому что ей хочется попробовать всё. И она спрашивает, будет ли завтра представлено то же меню. Ей поясняют, что шеф не повторяется, поэтому завтра этого уже не будет. На что она отвечает: Тогда я возьму всё, потому что я хочу попробовать всё.

Куин Латифа в фильме "Последний отпуск"
Куин Латифа в фильме «Последний отпуск»

И это не про то, что нужно падать в грех чревоугодия и метать всё подряд. Метафорически, это о том, что нам часто хочется познать разное, попробовать (и я не про еду) и то и это, но мы вынуждены сами себя ограничивать от ума. Потому что у нас в голове включается счётчик, и мы не можем себе позволить расточительство. Потому что срабатывает страх за завтрашний день: а вдруг завтра денег не будет?

По сути, получается, что мы живём всю жизнь из этого страха. Задумайтесь о том, что большинство наших действий и решений так или иначе ограничены страхами за деньги: что они закончатся, что их не хватит, что завтра вообще не будет, а что же я буду делать без денег?! Как жить-то без денег?!

Поэтому надо думать не о том, что хочется делать прямо сейчас — что подсказывает внутренний импульс, а о том

ГДЕ Я ЗАВТРА БУДУ БРАТЬ ДЕНЬГИ НА ЖИЗНЬ?!

Похоже ли это на завет Иисуса:

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить?
или во что одеться?

Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.

Ни в малейшей степени наша обычная жизнь не похожа на это.

И мне понятно, как сложно это сделать — отринуть мирские заботы и искать лишь того, что можно назвать просветлением. Но иногда жизнь сама приводит человека в ситуацию, где у него нет выбора, кроме как перестать заботиться обо всём этом, отринуть мирские заботы и обратить внимание на себя — познать себя хотя бы через вопрос:

А ЧЕГО ЖЕ Я НА САМОМ ДЕЛЕ ХОЧУ КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ?

Что доставит мне радость? Как именно я хочу сейчас проявиться? Где я хочу быть? С кем я хочу быть? Чем бы я сейчас занимался, если бы имел возможность вообще не думать про деньги и последствия для завтрашнего дня?

Героиня попала в ситуацию, где у неё не было выбора, и она не растерялась. И выиграла. Красивая, может быть, немного сказочная, но всё же отличная иллюстрация к завету Иисуса о том, о чём прежде всего нужно беспокоиться.

Изящный штрих, когда в конце фильма она меняет название альбома из «Книга Возможностей» в «Книга Реалий», и на экране показывают, как изменились жизни и других героев, которые также решились на изменения.