«Унесённые ветром» — трагедия достойного мужчины, полюбившего всем сердцем не ту женщину и не справившегося с чувствами
Вокруг произведения ходит много психологических домыслов, а на Ретта Баттлера навешано достаточно уничижительных ярлычков: что-то о нарциссе, жестоком абъюзере, циничном негодяе, ну и прочие штампы, которые сегодня модно вешать на мужчин в «ябогиньских» кругах неудавшихся королев и принцесс.
Я не читала книгу в юности, видела лишь старый американский фильм с Кларком Гейблом и Вивьен Ли и отрывки более современного сериала. Книгу же я прочитала лишь недавно, то есть уже в зрелом и осознанном возрасте.
К моменту чтения я примерно помнила сюжет, а также знала о том, какую репутацию приобрёл Ретт Батлер в психологических и околопсихологических кругах, где его категоризировали и положили на ту самую полочку с табличкой «абьюзера», ну и прочего.
Репутация же Скарлетт устоялась как «немного взбалмошная, немного глуповатая, немного противоречивая, но в общем -то интересная и эффектная барышня, которая просто хотела любви, но которой пришлось столкнуться с невероятными сложности судьбы, которые она превосходно преодолела благодаря твёрдости характера, силе воли и желанию жить». Молодец.
То есть, в общем-то, Скарлетт представляется массам, скорее, положительным персонажем, чем, по собственному признанию, была весьма опечалена писательница Маргарет Митчелл, так как в этой героине она как раз хотела подсветить и обличить все те пороки и женские недостатки, из-за которых рушатся судьбы.
Но женщины восприняли Скарлетт как героиню, которой просто не очень повезло — ведь она полюбила (думала, что полюбила, конечно) прекрасного мужчину Эшли, но поди ж ты — предназначенного другой, а её зачем-то полюбил этот негодяй Ретт Батлер, который портил ей жизнь, мотал нервы, издевался и так далее.
Что сказать? Когда я читала книгу, моей основной мыслью было:
Господи, когда же это закончится? Когда же уже закончатся эти мучения — МОИ мучения, на которые я себя обрекла, решив ознакомиться с шедевром мировой литературы в первоисточнике?
А мучения мои заключались, в основном, в том, что всю книгу пришлось следить за тем, как чрезвычайно достойный и благородный духом мужчина полюбил не ту женщину и, не распознав в этой женщине урок себе, а не счастье всей своей жизни, спустил на эту женщину приличное количество лет этой самой жизни.
Считать Ретта Баттлера абьюзером и негодяем может лишь психологически совсем ещё незрелая личность, не познавшая жизнь и не разбирающаяся в тонкостях человеческой психики.
Это примерно тот же самый случай, что и у Фицджеральда в «Великий Гэтсби» — очень интересный, достойный, глубоко чувствующий и сделавший себя сам мужчина влюбляется в пустышку, эмоционально запав на её внешние прелести и романтический флёр, но совершенно не осознавая, что кроме внешних крючков в этой женщине нет для него вообще ничего. Она не его судьба, она ему вообще никто, как и он — ей.
И если у Гэтсби всё заканчивается совсем трагично, то Ретту повезло больше — он хотя бы остался живым и успел, хоть и через 12 (!) лет осознать, что эта женщина никогда не была достойна его любви, а вопрос его мучений и страданий по ней решался одним душевным усилием:
Признанием глубины своего собственного внутреннего мира и умения любить, плюс осознанием себя достойным любви такой же настоящей, глубокой, тонко чувствующей женщины, которая сможет увидеть и оценить всё это в НЁМ и раскрыть полнее.
Встреча со Скарллетт, точно так же, как и у Гэтсби с Дейзи, и физическое влечение к красивой пустышке, и было тем самым уроком, той ступенькой, взяв которую, как новую высоту, можно было перейти на новый уровень бытия.
Эта женщина не была предназначена ему для любви и счастливой семейной жизни: она была уроком, в котором ему нужно было познать СЕБЯ — распознать свои чувства, научиться уважать их и самого себя, и усилием воли разрешить себе выбирать лучшее для себя, отказываясь от худшего — от влечения к красивой картинке, не понимая, что ты достоин большего.
И если Гэтсби не успел этого понять вообще, то Ретт таки дошёл до стадии осознания, что всё это было ошибкой и эту женщину он больше не любит. Его финальная фраза на её запоздалые признания в любви звучит как контрольный в голову:
И, честно говоря, дорогая, мне совершенно (на тебя) наплевать.
Эти слова (и прозрение) запоздали примерно на 12 лет, и звучат действительно жестоко, учитывая, что Скарлетт тоже наконец-то прозрела насчёт того, кто тут действительно любит её и достоин её любви, но они абсолютно закономерны:
Это то, что он и должен был понять и вынести из «любви» к Скарлетт — что она просто «не та». И уйти.
Впрочем, как говорится, нет «не тех» — все, с кем у нас есть отношения, и есть «те»: те, на кого мы сейчас тянем, те, кому мы в данный момент соответствуем.
Пока мы соглашаемся на «не тех» — на пустых/нелюбящих нас/недостойных нас и так далее, мы и сами им соответствуем. Урок будет пройден, и мы перестанем им соответствовать только тогда, когда мы сможем сами от них уйти, осознавая, что
МЫ МОЖЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЭТО